Ремонт щеточных фароочистителей
К списку статей "Эксплуатация, ремонт и обслуживание"Фароочистители в России - штука редкая. А щеточные фароочистители - вообще экзотическая. И это в стране с грязными дорогами и плохим климатом! Парадокс. Когда приходишь в магазины и спрашиваешь о фароочистителях на ВАЗ-2108, впадают в замешательство, потом появляется озарение на лице, и предлагают... струйные китайские фароочистители. Когда говоришь, что тебе нужны щеточные, разводят руками, а потом интересуются: "А что, такие бывают?!". Да, незнание живет среди нас, а мы только и умеем, что ругать отечественный автопром. Да, щеточные фароочистители были широко распространены во всем мире, в т.ч. и в СССР. Да, они ставились и на дорогие Mercedes'ы, и на множество других иномарок, и на советские ВАЗы и "Москвичи" - редкостью они не были. Почему же их заменили на струйные? Лучше чистят? Вовсе нет, просто пластиковые фары современных авто боятся щёток, а ещё есть тупые нормы некой безопасности, по которым "щётки" якобы могут нанести травму пешеходу при столкновении. Впрочем, тупость имеет древние корни... А между тем "щётки" реально помогают на трассе в грязную погоду.
Мой ВАЗ-2108 пришел из Финляндии и свою молодость проездил с фароочистителями - у них там по-другому нельзя. И вот одна из "щёток" перестала работать, а очень хотелось сохранить все механизмы в рабочем состоянии. Когда фароочиститель был принесён домой, и корпус был снят, первая мысль возникла: "Это умерло".
К слову, как разбирать и тестировать фароочиститель. Сначала следует сколоть эпоксидную смолу, которой запечатан корпус. Далее откручиваем 4 винта и снимаем крышку. Если нужно, вытаскиваем весь механизм в сборе из пластикового корпуса. На фото ниже обозначены контакты: 1 - запускающий (рабочий) "плюс", 2 - "минус", 3 - "плюс"-доводчик (возврат в парковочное положение). Для справки: фароочиститель при работе вхолостую (щётка не прижата к фаре) потребляет около 0.45 А, при попытке застопорить - до 2.5 А.
Более пристальный анализ показал, что вылечить вышеупонянутое безобразие можно. В общем, благодаря плохой конструкции внутрь попала вода, накопилась ржавчина и заклинила двигатель. Вспоминая старый опыт реанимации подобных страшных на вид агрегатов, приступил к очистке. Понадобилось всё зачистить, проверить обмотку на обрывы, на КЗ, проверить контакт щеток, и самое сложное - восстановить скользящий контакт на механизме доводки дворника.
В конце концов моторедуктор был собран, и его стыки залиты герметиком вместо старой "эпоксидки", которая конструктивно не могла обеспечить герметичность. Как показал опыт, такой ремонт помогает не на один год. Попутно привет конструкторам: глупо располагать открытую часть навстречу движению.
Через некоторое время и второй фароочиститель перестал работать. Уже приготовился увидеть вышеописанную картину, боялся долгого ремонта, но оказалось, что внутри всё осталось герметичным, а банально заклинила ось. Она вставлена в латунную втулку, которая не боится коррозии, а вот сама втулка при попадании воды заржавела и приросла так, что удалось с большим трудом заставить её двигаться.
Всё было очищено и собрано. После установки фароочистителя на машину следует обильно смазать место выхода оси из втулки "Литолом" и закрыть имеющимся резиновым колпачком - это предохранит узел от коррозии.
Видео работы редуктора фароочистителя:
И наконец, результат работы фароочистителей. Включать их следует всего на несколько взмахов (<10), т.е. можно сделать это на светофоре - нужды в постоянной работе нет.
Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.