Проектирование ВАЗ-2108 было начато в 1977 году, а в 1978 году было утверждено
техническое задание. В производство автомобиль поступил в 1984 году. С 2005
года Lada Samara подверглась рестайлингу и выпускалась по 2013 год как
ВАЗ-2113.
Название Samara первоначально использовалось для представления машины на
экспортных рынках, и только значительно позже стало применяться и в России,
так и не получив большого распространения.
Исторические материалы по разработке ВАЗ-2108
ВАЗ-2108 был шагом вперед для ВАЗа - в нем была масса инноваций для завода, да и
в мировом масштабе автомобиль получился современным. Вот только некоторые прогрессивные
решения: поперечное расположение двигателя, независимая подвеска (передняя типа
МакФерсон), реечное рулевое управление, пластиковые бамперы.
Для разработки и производства ВАЗ-2108 было приобретено более 20 лицензий иностранных
фирм, среди них Lucas, Zahnradfabrik, Automotiv Prodax, Wayassauto, Hardy Spicer,
Volkswagen.
При разработке автомобиля партнером АвтоВАЗа выступала компания Porsche. Она
была выбрана потому, что давний партнер Fiat отказался сотрудничать по проекту
переднего привода, предложив вариант заднего привода. Porsche
активно участвовала работах по двигателю, подвеске, а также в доводочных испытаниях.
Что касается электронных систем управления, на LADA Samara используются 3 вида
ЭСУД: GM, Bosch и Январь. GM и Bosch чаще устанавливались в экспортные модели.
В целом эти системы очень похожи, но тем не менее часто несовместимы
по составу и типам датчиков. Двигатель при этом был всегда один - ВАЗ-2111.
LADA Samara стала базой, платформой для разработки семейств LADA 110 и LADA Kalina, в
которых помимо концепции активно применяются детали ВАЗ-2108.
Интересующимся можно порекомендовать книгу "Высокой мысли пламень", а точнее
её вторую часть, где наиболее подробно и достоверно описана история LADA Samara
что называется "из первых уст" - от конструкторов "АвтоВАЗ".
История разработки LADA Samara-2