Перетяжка салона: материалы и их особенности
К списку статей "Тюнинг и доработка"Сейчас я может быть и сделал бы тканевые вставки, для большего уюта. А может и нет — лишние пылесборники. Натуральную кожу, естественно, не рассматривал — не тот бюджет. Не хотелось покупать материал по 1000+ рублей за метр, когда до этого ни разу не занимался перетягиванием сидений. Кроме того, идея затевалась тогда, когда я ещё и швейной машиной пользоваться не умел, всё пришло со временем.
Итак, кожзам. Он бывает весьма разным: тонким, толстым, тянущимся, с разными основной и верхним покрытием и пр. Что-то называют экокожей, что-то автомобильным кожзамом, но, господа, всё это залитая пластиком тканевая основа, как её не назови. Покрытие может быть ПВХ или ПУ. Основа — полностью синтетика или частично натуральная. Обязательно выбирайте материал лично, не через интернет: трогайте его, мните, тяните — только так можно понять, то ли это, что вам нужно.
Мне нужно было 3 цвета — близкий к белому (желание сделать салон контрастно-светлым), близкий к фиолетовому (цвету кузова автомобиля) и близкий к черному (цвету пластика салона). Хотелось, чтобы у первых двух имелась некая фактура или рисунок.
Первые два материала нашлись одинакового типа. Это был кожзам, позиционируемый как мебельный, такой обычный, немного напоминающий дерматин. Производство "Искож" г. Нефтекамск. Белый - "604т84 ВИК-ТР серый", продается в "МиК". В 2017 г. он стоил 234.5 р., а в 2023-м уже 607.5 р. При шитье этот материал очень удобен, влёгкую прошивается, без проблем сгибается и хорошо выглядит на сгибах. Материал практически не тянется, но он не очень крепкий, может повреждаться при трении. Визуально имеет свойство блестеть, что не всегда хорошо. Тактильные ощущения у него не суперприятные, несколько напоминают клеенку. Черный был куплен более дорогой, толстый, заявленный как автомобильный. Этот материал напоминает резину, совершенно не блестит, тактильно приятный, как "софт-тач", но более технический что ли. Шьется приемлемо, но на изломах все-таки может надрываться верхняя поверхность, хоть для этого и нужно допустить ошибки.Пожалуй, я бы предпочел этот материал предыдущим — смотрится он лучше, но шить его потруднее, даже не столько шить, сколько его поведение (толщина и т.п.) задает ограничения.
Позже черного не хватило и пришлось докупать. Такого же не было, поэтому был подобран точно такой же по внешнему виду, но это уже был тонкий перфорированный кожзам с совсем иными характеристиками. Неизвестно, для чего предназначался данный материал, но думаю, для автомобильного салона он слишком нежный, тем не менее вариантов не было. Этот материал прекрасно шьется, сгибается и т.п., но вместе с тем тянется, что не всегда хорошо. Кроме того, перфорирование может привести к просвечиванию светлого пенолитья. Зато тактильные свойства у этого кожзама приятные, он очень мягкий.
Как показало время, этот кожзам не годится: он быстро вытерся, верхняя "плёнка" даже от трения щеткой разрушается. Сожалею, что использовал его.
Слишком тонкий материал это тоже нехорошо: через него будут заметны неровности пенолитья, т.к. материал будет натянут, а не пребывать в спокойном состоянии, как например, на мебели. Совершенно не подойдет для сидений мягкий кожзам, используемый для одежды и прочих "женских" дел. Иногда он слишком нежный, иногда недостаточно прочно соединен с основой.
В целом, нужно стараться использовать материалы, близкие по толщине и растяжимости. Иначе при натяжке стыки разных материалов могут образовывать некрасивые неровности или нежелательное поведение, например, более толстый материал может перетянуть на себя тонкий и растягиваемый, искажая его, создавая на нем волны и т.п. Стыки из-за грубости одного материала могут быть видны под более тонким материалом.
Об усадке материала
Нижесказанное будет точно актуально для кожзама, но возможно, что и для обычной ткани. Сразу после перетяжки сидений, обшивка может сидеть не очень ровно: могут быть волны, перекосы, неприлегание материала. Это не должно беспокоить, т.к. со временем материал расправится и натянется, как ему полагается, под воздействием перепадов температуры, силы натяжения и пр. Это не значит, что можно натягивать кое-как, нет, сильные погрешности не расправятся, а явные косяки никуда не денутся. Но мелкие, "мягкие" неровности исчезнут, когда материал займет должное положение.Следующие парные фото демонстрируют, как выглядела обшивка сразу после натяжки и уже после того, как расправилась.
Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.