Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Возбуждаем генератор (LADA Samara и подобные)

К списку статей "Эксплуатация, ремонт и обслуживание"

Было дело, поспорил я с одним человеком, можно ли подключать обмотку возбуждения непосредственно к аккумулятору. Человек утверждал, что так оно и вообще всегда подключено, всего лишь через замок зажигания. И что вообще через диод или как, неважно, "не к 220 же". Увы, часто люди утверждают, не вдаваясь в подробности устройства.
Поэтому расскажу, как работает возбуждение генератора на ВАЗ-2108 и подобных. Не буду полностью расписывать как сие устроено, а только расскажу, что можно, что нельзя и почему. Отмечу, что речь идёт о семействе LADA Samara, но это же применимо и к 110, и с некоторыми оговорками к Priora, Kalina и Granta.

Если отвечать на вопрос коротко, можно ли подвести возбуждение от аккумулятора, то да, можно, но через диод.

Более подробно. Если вдруг пропало возбуждение генератора, то можно подвести напряжение от аккумулятора ко входу D генератора во время или сразу после запуска двигателя. Вскоре исправный генератор должен перейти в режим самовозбуждения от вырабатываемого им самим напряжения. Подключать нужно через диод, но не напрямую, иначе рискуете спалить допдиоды генератора. И естественно, только при включенном зажигании, иначе посадите аккумулятор во время стоянки.

Теперь совсем подробно. Сам по себе, просто посредством вращения ротора, генератор не станет вырабатывать напряжение. Чтобы он начал это делать, его нужно возбудить — "дать пинка", и для этого в нём есть обмотка возбуждения, которая потребляет некоторый ток. Напряжение на неё подводится через контакт D генератора и регулятор напряжения. Регулятор также отключает обмотку при превышении вырабатываемого напряжения, собственно в этом и вся его функция.
Есть 2 режима питания обмотки возбуждения. Стартовый, когда двигатель запускается; и рабочий, когда генератор уже работает. В первом случае питание на обмотку подается от аккумулятора через лампу контроля заряда и последовательно включенный с ней диод. Во втором случае, когда генератор начал вырабатывать напряжение, питание обмотки идёт через его 3 дополнительных диода — автономно.

Стрелкой показан один из дополнительных диодов — диодов обмотки возбуждения. Видно, насколько он отличается от основных, больших диодов..

Бывает, что генератор не хочет возбуждаться.
Самый первый и простой возможный вариант здесь — проверить клемму контакте D генератора, там может быть плохой контакт, всё очень просто: поджимаем, зачищаем, радуемся.
Другой вариант: перегорела контрольная лампа заряда. Естественно, её можно заменить. Но если менять сейчас ну никак, в дороге например, есть следующие варианты:
— "газануть", и вполне вероятно, что генератор возбудится, благодаря остаточной намагниченности;
— подать напряжение на обмотку возбуждения искусственно, т.е. отдельным проводом с аккумулятора.
Вот о последнем способе и поговорим.

Берём провод, последовательно с ним диод и подключаем от плюса аккумулятора к D-контакту генератора. Если генератор исправен, он перейдет в автономный режим, и провод можно будет отключить.
Теперь главное: нахрена козе баян зачем нужен диод. А нужен он для того, чтобы не убить дополнительные диоды. Посмотрим схему:

Адаптированная и откорректированная схема заряда LADA Samara..

Обмотка возбуждения ВАЗ-2108 и подобных автомобилей питается не от основных диодов, а от дополнительных, специально для неё предназначенных (на схеме — слева горизонтально). Эти диоды рассчитаны на небольшой ток. Если пробежаться по схеме, то видно, что никуда более, чем на обмотку возбуждения, ток с них попасть не может.
Если же мы подключим "+" аккумулятора прямо к D-контакту (он же 61), и генератор возбудится и начнёт вырабатывать напряжение, то ток потечёт как через 3 основных диода, так и через 3 дополнительных — параллельно. И потечёт он на всю нагрузку автомобиля! А допдиоды слаботочные, и они элементарно могут сгореть, что повлечёт полную потерю возбуждения и замену диодного моста или по крайней мере этих диодов.

Движение тока в случае подключения аккумулятора напрямую к обмотке возбуждения..

Если же мы запитываем обмотку через диод, то он допускает ток только от аккумулятора, но не наоборот.

Возвращаясь к моему спору с тем человеком, который утверждал, что "похрен через диод, через лампу или предохранитель". Да, похрен, но только если это касается генераторов без допдиодов обмотки возбуждения, а это генераторы ВАЗ-2101, некоторой "классики", "камазовские" и возможно какие-то ещё. Да, в таких генераторах обмотка запитана прямо от основных диодов, а им в свою очередь откровенно пофиг, какой ток через них идёт — они же и служат для основного питания. Но такое не прокатит на "переднем приводе"!

И ещё, если обратить внимание на первую схему, то там зелёным выделены 2 резистора и диод. Эта группа также может давать стартовое возбуждение, даже если перегорела лампа контроля заряда — фактически это обход. А диод в ней предотвращает запитывание всей нагрузки в обратном направлении: от допдиодов на остальную схему автомобиля.
Кстати, эта группа есть не на всех схемах LADA Samara. В частности здесь приведена схема ВАЗ-2114, но на схеме ВАЗ-2108 (первые выпуски) есть только резисторы, а на схеме ВАЗ-2115 этой группы нет вообще. На ВАЗ-2110 также такого обхода уже, увы, нет, так что если лампа контроля заряда перегорела (что можно и не заметить), то всё — только внешнее возбуждение или "прогазовка".
Отсюда, кстати, мораль: следите за исправностью этой лампы, а то можно в дороге остаться с севшим аккумулятором, не заметив, что генератор не даёт зарядку.
И мораль номер два: при замене этой лампы на светодиод, питание на обмотку возбуждения также не пойдёт!

Ну и разумеется, если видны явные симптомы неисправности генератора, не нужно делать костыли, заводить "левые" провода, да ещё не зная, как всё это устроено — риск может быть велик. Лучше займитесь ремонтом генератора и цепей заряда.

Надеюсь, объяснил понятно. Если есть вопросы, буду рад ответить.

Остались вопросы? Напишите, попробую помочь.

Пригодилась информация? Поделись с другими!

Рейтинг: 0.0. 10 Голосов: 0
(26) Добавить комментарий!
0 Нравится 0 Не нравится
Vova230 23.04.2020 00:01
Все почитал, и коменты с фотками, и хотел б спросить так уточнение, правильно ли я понял или нет, вот у меня как, гена работает но ток если возбудить на прямую, тоесть как я делаю, беру провобок и замыкаю контак 30 на 61 на секунду и все работает, проводка вся новая, и вот в чем вопрос, тоесть мне нужно смотреть либо лампу заряда в приборки либо вот два резистора в блоке ?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 23.04.2020 00:01
В первую очередь, что самое простое, почистите контакт 61, проверьте, что он плотно сидит — бывает из-за этого. Далее нужно отключить его и проверить наличие напряжения на проводе. Если его не будет, тогда (как Вы и написали) смотрим лампу, монтажный блок, связанную с этим проводку.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Vova230 23.04.2020 00:01
ну вот я и говорю об этом, проводка новая, все работает, напряжения на самом проводе нет, сам провод цел( прозванивал его от гены до самой шоколадки на блок ) гена новая, да вообщем все новое, кроме приборки и блока монтажного, буду пробовать
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
IvYura 22.04.2020 23:59
Я конечно все понимаю, но все же не совсем согласен с вашими выводами. Ток через эти диоды будет увеличиваться только при увеличении разницы потенциалов между цепями силовые диоды — акб и диоды для возбужнения гены—лампочка—акб. Где влиять будет общее сопротивление этих участков цепи. Ну и так как сопротивление перехода силового диода и провода с большим сечением всегда меньше чем, маломощный диод тонкий провод и лампочка, то и ток во время работы генератора по этому участку цепи будет протекать мизерный. Проверить мои слова можно элементарно, просто подключить лампочку в цепь возбуждения(что и сделано в штатной схеме). Как только генератор заработает, лампочка погаснет, что является неоспоримым доказательством того, что ток в этом участке цепи протекает очень небольшой. У меня уже 10 лет буханка ездит с подключённым возбуждением просто через замок без диодов и лампочек, и ничего не горит, зарядка есть. Так что не стоит вводить людей в заблуждение!
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.04.2020 23:59
Спасибо за комментарий. Думаю, вы не совсем правильно сопоставили текст и схему. На последней схеме показано желтым путь тока. Там не участвуют ни лампочка, ни вообще что-то из электроники. > 10 лет буханка ездит То, что что-то работает, не значит, что работает правильно и безопасно. И я не писал, что при подключении что-то однозначно выйдет из строя, а объяснил, почему так правильно, и какие процессы происходят.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
madmaxxx73 22.01.2020 23:57
Привет, спасибо за статью! А теперь вопросы: 1). Какой номинал диода для экстренного возбуждения генератора? 2). Что может быть, если при включении зажигания контрольная лампа зарядки горит не полным накалом, а очень тускло?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.01.2020 23:57
Рад, что статья помогла. 1. Подойдет довольно распространенный 1N400x (x — любая цифра) 2. Именно при зажигании, до запуска двигателя? М.б. в монтажном блоке проблема… это если по ВАЗовской схеме. Т.к. там по сути прямой путь от аккумулятора через лампу на "массу".
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:50
1) слабый ток подпитывает возбуждение генератора не через диоды а через резистор. Находится в монтажом блоке или в приборке 2) подать плюс с акб напрямую можно. Ничего не сгорит и не случится
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:51
Мнение принято. Но прочитать статью не помешает. Есть возражения — аргументируйте по схеме.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:52
Резисторы возбуждения генератора в монтажном блоке
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:52
Посмотрите на схему, там показан диод. Резисторы я не отрицаю, но тема не о них. То, что диода нет в первых схемах 2108, я тоже отметил. После запуска генератора эти резисторы перестают играть роль, возбуждение идет через допдиоды. С чем Вы не согласны?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:52
То что эти диоды подпитываются через лампочку и резисторы. Уберите лампочку и поставьте светодиод. Все возбуждение не будет тк 3 маленьких диода на подкове не будут подпитываться. Так же как и подав плюс после вкл зажигания на них ничего не сгорит. Просто генератор будет брать на себя напругу при прокрутке стартером. Что в свою очередь будет негативно сказываться при запуске авто с уставшим акб
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
gmgm 22.06.2019 23:52
каков их номинал?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:53
Первая же электро схема генератора 2108 2 резистора. Диоды обозначаются на схеме по другому
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:53
Поверьте, я хорошо знаю, как обозначаются диоды, и что они делают. И "окучил" все возможные схемы.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:53
В 2110 12 приоре. Резистор стоит параллельно лампочке акб в приборке. Это учитывали?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:53
> возбуждение не будет тк 3 маленьких диода на подкове не будут подпитываться. Простите, после этого спорить с Вами не могу далее — время ограничено. Изучайте схемы.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Kat404 22.06.2019 23:53
Извините. Был не прав. По ходу прогрузился не весь пост. А я тут с наездами…
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:54
Бывает, ничего страшного;)
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
VAZVAGer 22.06.2019 23:42
Долгое время у меня этот возбуждающий провод просто не был подключен. Я его отсутствие даже и не заметил.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:43
Генератор возбуждался при "прогазовке": ехать начали, он возбудился. Этого действительно можно не заметить. У меня стоит вольтметр в БК, и было дело, стал замечать, что после запуска напряжение низкое, газу дашь, поднимется — т.е. нет начального возбуждения. Забеспокоился, потом посмотрел провод возбуждения — клемма почти болталась.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
VAZVAGer 22.06.2019 23:44
У меня она просто не хотела держаться на генераторе)) Но я как то вроде замерял, то напряжение на этом проводе есть всегда при включенном зажигании, Вот и не пойму как его используют для ДХО
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:45
Его для ДХО?! Это что-то с чем-то! Зачем такие извращения… Вот чисто финская система: lada-2108.ru/tuning.php?id=28 В любом случае нужен сигнал зажигания и ручника, но не мудрить с генератором.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
VAZVAGer 22.06.2019 23:47
НУ типо что бы при запуске двс они включались цеплют на гену.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 22.06.2019 23:47
Включенный двигатель отслеживается по давлению масла — очень просто, у меня так защита Start-кнопки сделана.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
VAZVAGer 22.06.2019 23:47
Прочел твою статью. Не понял как оно там работает. При включении зажигания загорается ближний, но габариты не горят? Включаешь/выключаешь габариты ближний горит, Только переходишь на дальний ближний тухнит. Все верно?
Ответить на комментарий