Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Сравнение систем охлаждения LADA Samara, 110, Priora, Kalina, Granta

К списку статей "Устройство"

Системы охлаждения переднеприводных ВАЗов отличаются лишь нюансами и мало изменились со времени ВАЗ-2108. Заметное отличие появилось только начиная с LADA Granta, где малый круг осуществляется исключительно через отопитель салона, тогда как в других моделях проходит еще и параллельно через участок подводящей трубки насоса. Кран отопителя имеется только в LADA Samara (Samara-2), а в остальных моделях ОЖ всегда проходит через радиатор отопителя. Также системы отличаются местами включения расширительного бачка: в большой круг или в общую часть.

Термостаты, применяемые на автомобилях ВАЗ

Фото Наименование Народное название Описание Применение
Термостат 2108 2108-1306010 "Четырёхдырочный" Базовый термостат, с которым начал выпускаться ВАЗ-2108. Расширительный бачок включается в большой круг. Устанавливается через муфту и выпускной патрубок. Samara
Термостат 2110 2110-1306010 "Трёхдырочный" Термостат для ВАЗ-2110. Расширительный бачок включается в обратный шланг отопителя, таким образом система представляет собой полный аналог схемы "шестидырочного" термостата. Устанавливается через муфту и выпускной патрубок. 110, Samara-2
Термостат 21082, 5 патрубков 21082-1306010 "Пятидырочный" Модернизированный, разборный термостат. Расширительный бачок включается в общую часть, а не в большой круг. Samara, 110, Priora
Термостат 21082 21082-1306010 "Шестидырочный" Модернизированный, разборный термостат. По сравнению с "пятидырочным" добавлен патрубок на расширительный бачок. Байпасное отверстие меньше, чем в 2108. Также есть мнение, что оно меньше, чем в "пятидырочном". Расширительный бачок включается в общую часть, а не в большой круг. Samara, 110, Priora
Термостат 1118 1118-1306010 Для Калины Термостат для LADA Kalina. Функционально представляет собой полный аналог базового термостата ВАЗ-2108. Kalina
Термостат 2190 21900-1306010 Для Гранты Термостат для LADA Granta. Принципиально другой термостат, закрывает вход в радиатор, а не выход. При закрытом термостате вся ОЖ идёт через радиатор отопителя. Priora, Granta, Kalina 2, Vesta

Есть только перечисленные термостаты. Каких-либо "карбюраторных", "инжекторных" и прочих не существует. Все они одинаковы по посадочному месту на блоке цилиндров и по патрубкам (у 2190 чуть больший патрубок на радиатор охлаждения).

Варианты схем охлаждения LADA

Для переднеприводных ВАЗ существует всего 3 схемы систем охлаждения, а остальное лишь их вариации. Первая схема - начальная схема ВАЗ-2108; вторая - с расширительным бачком, включенным в общую часть; третья - сильно отличающаяся "грантовская".
Схема системы охлаждения ВАЗ-2108, LADA Kalina
1 – двигатель; 2 – радиатор охлаждения; 3 – термостат; 4 – радиатор отопителя; 5 – расширительный бачок; 6 – дроссельный узел

Выбор схемы: 2108, Kalina | 2110, 21082 | 2190

LADA Samara

Samara и Samara-2 имеют одинаковые системы, но могут применяться разные термостаты: более старый - 2108-1306010 ("четырёхдырочный"), более новый - 21082-1306010 ("пятидырочный", его версия 2109-1306010 для карбюраторов). Первая схема - начальная, с ней выпускались ВАЗ-2108 первых выпусков; вторая схема появилась позже, ближе к началу выпуска Samara-2. На Samara-2 ставился и 2110-1306010.

2108 (карбюратор)

Схема системы охлаждения LADA Samara

1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – подводящий шланг радиатора; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 – отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – датчик включения электровентилятора; 9 – правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11 – сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 – крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 21 – блок подогрева карбюратора; 22 – выпускной патрубок; 23 – подводящий патрубок отопителя; 24 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 25 – термостат; 26 – шланг от расширительного бачка к термостату

2114, 2115 (инжектор, термостат от 110)

Схема системы охлаждения ВАЗ-2114

1–пробка расширительного бачка; 2–расширительный бачок; 3–шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4–шланг от радиатора к расширительному бачку; 5–отводящий шланг радиатора; 6–левый бачок радиатора; 7–алюминиевые трубки радиатора; 8–заглушка; 9–правый бачок радиатора; 10–сливная пробка; 11–сердцевина радиатора; 12–кожух электровентилятора; 13–крыльчатка электровентилятора; 14–электродвигатель; 15–зубчатый шкив насоса; 16–крыльчатка насоса; 17–зубчатый ремень привода распределительного вала; 18–блок цилиндров двигателя; 19–подводящая трубка насоса; 20–подводящий шланг радиатора; 21–отводящий шланг радиатора отопителя; 22–шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23–выпускной патрубок; 24–заправочный шланг; 25–подводящий шланг радиатора отопителя; 26–термостат; 27–датчик температуры охлаждающей жидкости системы управления двигателем

LADA 110 и Priora

Схема системы охлаждения LADA Priora

1 — радиатор отопителя; 2 — шланг отвода охлаждающей жидкости от радиатора отопителя; 3 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 4 — шланг насоса охлаждающей жидкости; 5 — шланг расширительного бачка; 6 — пароотводящий шланг радиатора отопителя; 7 — расширительный бачок; 8 — датчик уровня жидкости в расширительном бачке [Устанавливается на части автомобилей.]; 9 — термостат; 10 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора двигателя; 11шланг подвода жидкости к дроссельному узлу; 12 — пароотводящий шланг радиатора двигателя; 13 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 14 — радиатор двигателя; 15 — пробка сливного отверстия радиатора; 16 — электровентилятор радиатора двигателя; 17 — насос охлаждающей жидкости; 18 — подводящая труба к насосу охлаждающей жидкости; 19 — шланг отвода охлаждающей жидкости из дроссельного узла

На старых 110 ставился термостат 2110-1306010 ("трёхдырочный").
На Priora и новых 110 используется термостат 21082-1306010-10 ("шестидырочный") с его классической схемой, аналогичной Samara последних выпусков.
На более новых моделях (FL) устанавливают и систему на базе термостата 2190.
Имеется дополнительный пароотводящий шланг, идущий из отопителя в расширительный бачок.

LADA Kalina

Схема системы охлаждения LADA Kalina

1 — расширительный бачок; 2 — отводящий шланг радиатора; 3 — наливной шланг; 4 — радиатор; 5 — паро-отводящий шланг; б — подводящий шланг радиатора; 7 — электровентилятор; 8 — кожух электровентилятора; 9 — датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 11 — дроссельный узел; 12 — кронштейн трубы насоса охлаждающей жидкости; 13 — насос охлаждающей жидкости; 14 — труба насоса охлаждающей жидкости; 15 — подводящий шланг радиатора отопителя; 16 — отводящий шланг радиатора отопителя; 17 — выпускной патрубок; 18 — шланг трубы насоса охлаждающей жидкости; 19 — корпус термостата

Схема полностью аналогична схеме ВАЗ-2108 с "четырехдырочным" термостатом.

LADA Granta

Схема системы охлаждения LADA Granta

1 — шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора отопителя; 2 — шланг подвода охлаждающей жидкости к радиатору отопителя; 3 — шланг отвода жидкости из радиатора двигателя; 4 — шланг расширительного бачка; 5 — расширительный бачок; 6 — пароотводяший шланг радиатора двигателя; 7 — термостат; 8 — шланг подвода жидкости к радиатору двигателя; 9 — электроистилятор радиатора; 10 — радиатор двигателя; 11 — пробка сливного отверстия радиатора; 12 — насос охлаждающей жидкости; 13 — подводящая труба насоса охлаждающей жидкости

В отличии от предыдущих моделей, здесь термостат закрывает вход в радиатор, а не выход из него. Кроме того, отопитель включен последовательно, а не параллельно подводящей трубки насоса (можно сказать, что здесь диаметр байпасного канала равен нулю). Это должно улучшать прогрев салона, но и увеличивает нагрузку на радиатор отопителя в режиме прогрева двигателя.
Аналогичная схема применяется на Renault Logan. Кроме того, в этой системе нет предусмотрен подогрев дроссельного узла.

LADA Kalina 2

Аналогична LADA Granta.

LADA Vesta

Аналогична LADA Granta. Термостат тот же.

Mercedes-Benz W210

Схема системы охлаждения Mercedes-Benz W210

1 — радиатор охлаждения; 2 — расширительный бачок; 3 — датчик уровня ОЖ; 4 — обогреватель омывающей жидкости; 5 — радиатор отопителя; 6 — кран отопителя; 7 — двигатель; 8 — насос ОЖ; 9 — термостат

И для сравнения рассмотрим схему охлаждения Mercedes-Benz E-класса, как достаточно современного и прогрессивного автомобиля. Если не учитывать незначительные нюансы, система аналогична первым моделям переднеприводных ВАЗ и отличается от последних поколений. Горячая ОЖ всегда имеет доступ в радиатор охлаждения - термостат запирает выход из радиатора, а не вход. ОЖ всегда имеет возможность циркулирования по малому кругу, минуя отопитель. Расширительный бачок включен аналогично начальной схеме ВАЗ-2108, но пароотвод сделан по-другому. Отопитель имеет кран.


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 10.0. 10 Голосов: 4
(23) Добавить комментарий!
1 Нравится 0 Не нравится
Вован 11.11.2021 10:08
Привет. Подскажи если поставить грнтовский термостат, на печку с краном ?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 11.11.2021 20:31
При холодном двигателе и закрытом кране ОЖ некуда будет течь.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Максим 07.12.2021 14:08
Кран можно закрыть но если только перед печкой поставить перемычку как на батареи отопления.
Ответить на комментарий
0 Нравится 2 Не нравится
Тоха 21.03.2021 22:34
Подскажите пожалуйста, какой термостат можно поставить с наименьшей температурой открытия на 5тидырочный? Вроде бы 82градуса?
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Serge 22.03.2021 01:48
Зачем такая низкая температура. Нормальный режим работы двигателя 85-90 градусов, независимо от сезона года.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Тоха 21.03.2021 22:34
Так сказать "летний"
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 07.12.2021 13:40
Не нужно искать термостат с ранним открывание. Зьмой вымерзниш как мамонт. Просто с помощью бортового кампьютера поставить по раньше включения вентилятора на 97 градусов. По заводскому стоит 105 и прокладка под коловкой дольше прослужит.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Эдуард 06.10.2019 12:06
Спасибо за статью. если я правильно понял, то на моей старенькой 2108 оптимальная схема охлаждения. Нет смысла переходить на Калиновский термостат. PS: самосточтельно установил дополнительный електронасос на выходе с радиатора отопителя. И установлена система электрического предпрогрева ОЖ от внешней сети. Или в связи с этими доработками есть смысл переделать схему охлаждения?
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 07.12.2021 13:58
Ничего менять не надо у всех термостатов принцеп работы одинаковый кроме грантовского. Большой круг открыл малый закрыл. На самарах слишком длинные шланги до печки. Установка помпы на печку, можно от газали эффект классный. При включении помпы весь жар будет идти в печку. Только один минус найти хорошую помпу чтоб через год не потекла.
Ответить на комментарий
1 Нравится 7 Не нравится
Serge 06.10.2019 14:54
Система охлаждения на всех Самарах вполне нормальная и не приносит каких-то проблем. У меня 2108 инжектор 10 лет, проблем никаких не было. Был поставлен термостат 21082, но разницы нет, даже мб хуже стал прогрев зимой. Так что никаких изменений делать не нужно, ну разве что ради собственного интереса. А насчет Калины (первой, не второй), так у них хреновая система охлаждения, пробки и пр. А какой ставили насос, каков эффект? Есть ли где-то описание этого?
Ответить на комментарий
0 Нравится 5 Не нравится
Андрей 06.06.2016 15:55
Поправка. Схемы включения печки не могут быть последовательными, т.к. в таком случае весь охлаждающий поток пойдет через печку. Все схемы подключения печек - параллельные. У гранты тоже, присмотритесь к схеме.
Ответить на комментарий
4 Нравится 1 Не нравится
Николай 07.02.2019 16:16
Но ведь у Гранты в термостате два выхода:один в печку,а другой в большой радиатор и перекрытый клапаном термостата.Так что тосолу некуда деваться,как идти в печку,а потом в через патрубок в помпу и в двигатель,а потом через термостат опять в печку и т.д. по малому кругу, пока не откроется клапан термостата,т.е. большой круг через основной радиатор.Получается,что печка включена последовательно в малом круге и параллельно в большом.
Ответить на комментарий
4 Нравится 8 Не нравится
dax 18.02.2018 07:27
Умник бестолковый !!!
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
Николай 07.02.2019 16:17
Обоснуй...
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Александр 24.10.2023 19:34
Не слушай, это идиот, лишь бы высрать. Все правильно ты сказал - последовательное включение. При этой схеме оч быстро прогревается двиг, оч тепло зимой. летом не кипит. Только надо поставить включение вентилятора на 95-97 градусов.
Ответить на комментарий
3 Нравится 4 Не нравится
Serge 06.06.2016 16:13
М.б. термин "последовательно" здесь не совсем правилен. Имелось ввиду, что при закрытом термостате ОЖ идет только через отопитель. В этом принципиальное отличие от прежних вазовских систем, когда параллельно была труба мимо "печки".
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Александр 24.10.2023 19:36
По малому кругу она всегда идет только через отопитель. Он стоит в разрезе всей схемы малого круга. Отсюда и классно прогревается салон зимой.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Николай 07.02.2019 16:20
И не только "от прежних вазовских систем",а так сделано и у Лады Калины...
Ответить на комментарий
1 Нравится 1 Не нравится
Serge 07.02.2019 16:23
Смотря какое поколение "Калины". Смотрите описание.
Ответить на комментарий
5 Нравится 3 Не нравится
Андрей 06.06.2016 15:50
Отличная статья! Спасибо!
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Николай 07.02.2019 16:23
Согласен.
Ответить на комментарий
8 Нравится 1 Не нравится
Денис 03.06.2015 22:13
Хорошая статья
Ответить на комментарий
1 Нравится 2 Не нравится
слава 11.04.2016 23:41
отличная статья спасибо
Ответить на комментарий