Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Ремонт щеточных фароочистителей

К списку статей "Эксплуатация, ремонт и обслуживание"

Щеточные фароочистители ВАЗ-2108 LADA Samara

Фароочистители в России - штука редкая. А щеточные фароочистители - вообще экзотическая. И это в стране с грязными дорогами и плохим климатом! Парадокс. Когда приходишь в магазины и спрашиваешь о фароочистителях на ВАЗ-2108, впадают в замешательство, потом появляется озарение на лице, и предлагают... струйные китайские фароочистители. Когда говоришь, что тебе нужны щеточные, разводят руками, а потом интересуются: "А что, такие бывают?!". Да, незнание живет среди нас, а мы только и умеем, что ругать отечественный автопром. Да, щеточные фароочистители были широко распространены во всем мире, в т.ч. и в СССР. Да, они ставились и на дорогие Mercedes'ы, и на множество других иномарок, и на советские ВАЗы и "Москвичи" - редкостью они не были. Почему же их заменили на струйные? Лучше чистят? Вовсе нет, просто пластиковые фары современных авто боятся щёток, а ещё есть тупые нормы некой безопасности, по которым "щётки" якобы могут нанести травму пешеходу при столкновении. Впрочем, тупость имеет древние корни... А между тем "щётки" реально помогают на трассе в грязную погоду.

Маркировка фароочистителей для ВАЗ-2108

Мой ВАЗ-2108 пришел из Финляндии и свою молодость проездил с фароочистителями - у них там по-другому нельзя. И вот одна из "щёток" перестала работать, а очень хотелось сохранить все механизмы в рабочем состоянии. Когда фароочиститель был принесён домой, и корпус был снят, первая мысль возникла: "Это умерло".

Электродвигатель фароочистителя

Заржавевший ротор электродвигателя

К слову, как разбирать и тестировать фароочиститель. Сначала следует сколоть эпоксидную смолу, которой запечатан корпус. Далее откручиваем 4 винта и снимаем крышку. Если нужно, вытаскиваем весь механизм в сборе из пластикового корпуса. На фото ниже обозначены контакты: 1 - запускающий (рабочий) "плюс", 2 - "минус", 3 - "плюс"-доводчик (возврат в парковочное положение). Для справки: фароочиститель при работе вхолостую (щётка не прижата к фаре) потребляет около 0.45 А, при попытке застопорить - до 2.5 А.

Результат работы фароочистителей

Более пристальный анализ показал, что вылечить вышеупонянутое безобразие можно. В общем, благодаря плохой конструкции внутрь попала вода, накопилась ржавчина и заклинила двигатель. Вспоминая старый опыт реанимации подобных страшных на вид агрегатов, приступил к очистке. Понадобилось всё зачистить, проверить обмотку на обрывы, на КЗ, проверить контакт щеток, и самое сложное - восстановить скользящий контакт на механизме доводки дворника.

Элемент привода щеточного фароочистителя ВАЗ

Шестерни фароочистителя сразу после снятия крышки: видны сгустки твёрдой смазки

Шестерни фароочистителя

В конце концов моторедуктор был собран, и его стыки залиты герметиком вместо старой "эпоксидки", которая конструктивно не могла обеспечить герметичность. Как показал опыт, такой ремонт помогает не на один год. Попутно привет конструкторам: глупо располагать открытую часть навстречу движению.

Через некоторое время и второй фароочиститель перестал работать. Уже приготовился увидеть вышеописанную картину, боялся долгого ремонта, но оказалось, что внутри всё осталось герметичным, а банально заклинила ось. Она вставлена в латунную втулку, которая не боится коррозии, а вот сама втулка при попадании воды заржавела и приросла так, что удалось с большим трудом заставить её двигаться.
Всё было очищено и собрано. После установки фароочистителя на машину следует обильно смазать место выхода оси из втулки "Литолом" и закрыть имеющимся резиновым колпачком - это предохранит узел от коррозии.

Ось, стрелкой показано заржавевшее место

Очищенная ось и латунная втулка в крышке

Видео работы редуктора фароочистителя:

И наконец, результат работы фароочистителей. Включать их следует всего на несколько взмахов (<10), т.е. можно сделать это на светофоре - нужды в постоянной работе нет.

Результат работы фароочистителей



Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 10.0. 10 Голосов: 2
(13) Добавить комментарий!
0 Нравится 0 Не нравится
Василий 29.10.2015 01:04
А можно уточнить как эта система выключается? а то включить знаю как, а выключить-нет.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Вадим 24.05.2015 16:41
Скажите, пожалуйста - ржавчину с пластин ротора можно удалить просто механическим путём (типа скальпелем, к примеру) а коллектор (куда упираются щётки) зачистить мельчайшей наждачкой?
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
Serge 26.05.2015 12:28
Можно очищать механическим способом. Повреждений боятся только провода обмотки - на них нежная эмаль-изоляция, а в остальном можно не опасаться.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Вадим 10.05.2015 11:33
Спасибо за статью! Мне тоже предстоит реанимировать моторедукторы. Подскажите - какой герметик посоветуете вместо эпоксидки и какую смазку использовать для шестерёнок? Литол, солидол ...? Вадим.
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
Serge 10.05.2015 11:54
Герметик неважно какой (там нет никаких особенностей, температур, нагрузки) - я использовал какой-то распространенный, попавшийся в автомагазине. Смазку, пожалуй, солидол, как более стойкую к водной среде. Хотя литол более жидкий и лучше переносит температурные перепады. На самом деле без разницы: если положите в меру смазки и сделаете герметизацию, очиститель будет жить долго.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 22.02.2013 17:49
У меня тоже они есть! Прикольно очень. Я даже в наше время смог найти моторы и щетки!
Ответить на комментарий
2 Нравится 0 Не нравится
Sozercatel 17.09.2012 13:58
Определенно, щеточные фароочистители - вещь необходимая, удобная и надежная. Безотказно служат на моей Самаре 21081 (Германия) уже 20 лет, но... 1. Лет 15 назад сломал держатель резинки, найти так и не смог - так и закреплена резинка на 2/3 держателя. 2. Со временем пришла необходимость заменить бачок омывателя. Бачка предусматривающего установку 3-х насосов найти не удалось (родные насосы стояли в отдельном блоке) - пришлось отказаться от омывания фар, хотя, наверное, можно установить тройник в подачу воды на омыв лобового стекла, но стоит ли это делать? За все годы в механику щеточных фароочистителей даже не заглядывал.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Serge 05.10.2012 02:52
В моем варианте стоит один насос (в бачке) и 3 электромагнитных клапана (ветровое, заднее, фары) на кронштейне, так что можно сделать аналогично.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 27.02.2013 18:33
Можно извратиться иначе - от классики бачок поставить в багажник - для омыва заднего стекла, а для омыва лобового и фар использовать два насоса в бачке под капотом. Вполне удобно, как на Нивах и "четверках". Основная трудность - электропроводка. Но мы же всё умеем ! НО! для работы омыва фар клапан нужен! для того чтобы перекрывать воду! Форсунки стоят на дворничках, а они ниже уровня бачка... и даже если поднять шланг повыше, чтоб создать препятствие для самотека, это не поможет. После первого качка насосом атмосферное давление сделает свое дело и вся водичка уйдёт. Это пройденный этап.
Ответить на комментарий
0 Нравится 1 Не нравится
Serge 27.02.2013 18:58
Так клапаны в сторону фар стоят с завода, есть такое дело. У меня клапаны есть и на лобовое, скорее всего тоже с завода.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 05.03.2013 17:09
Согласен, клапаны могут быть с завода. На ранних выпусках был отдельный моторчик-насос - стоял на "телевизоре", а дальше тройник и клапана. Без омыва фар лучше поставить бачок нового образца - с двумя насосами - один на лобовое, другой на задок. Без клапанов. Но вот еще момент - клапаны удерживают жидкость в трубках, и она появляется на стеклах почти мгновенно. Для заднего стекла это проблема - дворник десять тактов сделает, пока на стекло вода "просочится". Плюсы отсутствия клапанов тоже есть - давление хорошее! А новые клапаны сейчас восновном брак! Ибо никто их не спрашивает. Ну и возвращаясь к вышесказаному - без клапана на омыве фар водичка самотеком уходит. даже если колено высокое сделать. Так что без клапанов, как без гвоздей - никуда...
Ответить на комментарий
5 Нравится 0 Не нравится
Иван 13.07.2012 12:42
Спасибо за статью и вообще за сайт, понравился.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Максим 05.03.2013 17:11
Да уж, сайт что надо! Как в прошлое слетал, когда картинки "Лады" увидел! Смущает отсутствие дуг безопасности на кабриолетах...
Ответить на комментарий