Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

ЭСУД LADA Samara

К списку статей "Устройство"

Инжекторные версии LADA Samara поставлялись с различными ЭБУ (блоками управления двигателем) в паре с которыми работает штатный иммобилайзер АПС-4. В качестве ЭБУ может применяться GM, Bosch или Январь.
Первоначально АвтоВАЗ сотрудничал с GM, а позже в качестве партнера был выбран Bosch. Поэтому с GM сейчас машин почти не осталось. Некоторые компоненты ЭСУД до сих пор только иностранные, т.к. запуск в производство отечественных аналогов оказался нерентабельным.

ЭБУ

Внешний вид ЭСУД Bosch MP7.0 ЭСУД Bosch изнутри: печатная плата Место установки ЭСУД в LADA Samara (высокая панель)

Задача ЭБУ - контроль состояния и управление двигателем. ЭБУ представляет собой компьютер с подключенными к нему датчиками и исполнительными устройствами. Физически это электронная плата, помещенная в металлический корпус; располагается за центральной консолью панели приборов; соединена жгутами проводов с иммобилайзером, датчиками и исполнительными устройствами в моторном отсеке, а также имеет выход на колодку диагностики (через иммобилайзер).

ЭБУ имеет постоянное питание от аккумулятора. Помимо подключенных датчиков ЭБУ имеет выход на "Check Engine", вход +12В при включенном зажигании, выход +5В для питания датчиков, выход для включения главного реле, вход +12В главного реле, выход включения реле топливного насоса и вентилятора охлаждения двигателя.

Через главное реле обеспечивается питание датчиков и исполнительных устройств ЭСУД, требующих питания +12В (в т.ч. реле топливного насоса и реле вентилятора). Реле включается командой ЭБУ при включении зажигания.

Внимание! Помимо отдельного питания с аккумулятора к ЭБУ подведен +12 при включенном зажигании через колодку под "бардачком". К этому же проводу подключен модуль зажигания. ЭТОТ ПРОВОД НЕ ИМЕЕТ ПРЕДОХРАНИТЕЛЯ! В случае КЗ в жгуте около модуля зажигания воспламеняется провод под бардачком, что может привести к пожару или порче проводки.

Диагностика ЭБУ

Диагностическое оборудование подключается к к последовательной линии данных, так называемой K-линии. Вообще, K-линия - единственный интерфейс для взаимодействия электронных блоков автомобиля, а также для подключения диагностического оборудования. Используется стандартный протокол ISO-14230, описывающий формат данных и скорость их передачи.

Диагностическое оборудование может представлять собой специальный тестер, а может состоять из обычного компьютера, программы и адаптера K-линии. ЭБУ подключается к компьютеру через COM-порт, а в случае его отсутствия через адаптер USB-COM. Адаптер K-линии можно купить или собрать самостоятельно - даже простейшая схема вполне работоспособна. Программное обеспечение легко ищется в интернете.

Нужно отметить, что скорость протокола ISO-14230 - 10400 бод является нестандартной для компьютерной техники, поэтому в случае использования USB-COM адаптера могут возникнуть сложности. Если адаптер работает на несовместимой скорости, соединение установлено не будет.

Иммобилайзер

Внешний вид иммобилайзера АПС-4 Иммобилайзер АПС-4 изнутри: печатная плата Считыватель иммобилайзера АПС-4

Задача иммобилайзера - обеспечение защиты от несанкционированного запуска двигателя. Иммобилайзер LADA Samara типичен для своих современников - подобная конструкция используется и на иномарках. Физически это электронная плата, помещенная в пластиковый корпус; располагается справа от руля под панелью приборов. Соединена с ЭБУ через K-линию. Имеет постоянное питание от аккумулятора. К иммобилайзеру подключены считыватель (антенна-катушка) RFID-датчика и сигнальный светодиод. Также иммобилайзер имеет вход +12В при включенном зажигании, вход/выход на датчики открытой двери.

Иммобилайзер может находиться в активированном и неактивированном состояниях. Неактивированное ("необученное") состояние не защищает автомобиль и не оказывает влияния на работу ЭБУ. В таком состоянии автомобиль поступает к дилеру или владельцу. Дилер или владелец активирует иммобилайзер, после чего работа конкретно этого ЭБУ возможна только с конкретно этим иммобилайзером и набором ключей. При активации в память ЭБУ и иммобилайзера вносится информация о ключах. Содержимое памяти (EEPROM, микросхема типа 24C02 или 24C04) не зависит от питания, его можно перезаписать только специальным оборудованием.

Напряжение питания иммобилайзера 8-15 В, потребляемый ток <5 мА (в дежурном режиме).

Считыватель иммобилайзера АПС-4

Вид на катушку и светодиод считывателя АПС-4 Катушка и LED считывателя иммобилайзера Провода и разъемы считывателя иммобилайзера

Считыватель представляет собой блок из катушки и светодиода с общим кабелем. Провода катушки экранированы. Крышка блока приклеена, но может быть демонтирована для ремонта. При ремонте ничего сложного нет, единственное, что нужно соблюдать осторожность с катушкой.

Замечание: на светодиоде считывателя создаётся падение напряжения около 12В (напряжение бортсети), а не 2-3В, которые требуются светодиоду. Создаётся впечатление, что добавочного резистора нет, и используется 12-вольтовый светодиод. Соответственно обычный светодиод в таком режиме проработает недолго - пару лет. Возможно, так было только на исследуемом экземпляре.

Взаимодействие ЭБУ и иммобилайзера

ЭБУ и иммобилайзер общаются по K-линии. При включении зажигания ЭБУ запрашивает у иммобилайзера разрешение на работу. Если иммобилайзер уже считал разрешенный ключ, он даёт положительный ответ ЭБУ. ЭБУ Bosch MP7.0 дополнительно запрашивает иммобилайзер при запуске двигателя, а также при трогании и остановке автомобиля.

Мифы

Существует заблуждение, что иммобилайзер можно отключить, отсоединив его физически от ЭБУ или перерезав какие-то провода. Это бесполезно, т.к. отключить активированный (!) иммобилайзер можно только стерев о нем информацию в ЭБУ.
Чего можно добиться обрезанием проводов, так того, чтобы иммобилайзер никогда не вставал на охрану, но для этого его нужно сначала легально снять с охраны.

Также существует легенда, будто иммобилайзер работает нестабильно и препятствует нормальной работе ЭБУ. Это относится только к моделям первых выпусков. Хотя любая сложная электроника может дать сбой, который нельзя устранить "на коленке". К слову, сбои иммобилайзеров встречаются практически на всех иномарках, часто это происходит при плавной глубокой подсадке аккумулятора.

Дополнительные меры защиты ЭБУ и иммобилайзера

Здесь приведены общие методы, некоторые могут быть неприменимы к LADA Samara и ВАЗ'ам в целом.

Предотвращение отключения иммобилайзера через разъем диагностики

Чтобы злоумышленник не мог отключить иммобилайзер посредством аппаратно-программного комплекса (например, ноутбук + специальный софт), подключаемого к разъему диагностики, можно прервать один или несколько проводов, идущих к разъему. Конечно, нужно предусмотреть возможность восстановления проводов для случаев диагностики при обслуживании и ремонте.

Предотвращение замены ЭБУ

Злоумышленник может подменить ваш ЭБУ на ЭБУ, не требующий взаимодействия с иммобилайзером. Такой ЭБУ приносится с собой и просто вставляется в разъем вместо старого - быстро и надежно. Чтобы такого не произошло, нужно сделать перекроссировку разъема ЭБУ (разумеется, обеи частей). Кроме того, можно позаботиться об усложнении доступа к разъему и самому ЭБУ.

Защита от код-грабера

Код-грабер - штука дорогая и нацелена на более-менее дорогие автомобили. Соответственно шпана таким устройством пользоваться не будет. Этот метод может быть использован, например, в сервисе, где могут дописать еще один ключ, продублировать ключ и т.п. Защиту здесь предусмотреть сложно. Как вариант, можно запретить считывание кода в случае, если охранная сигнализация не отключена.


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 10.0. 10 Голосов: 1
(0) Добавить комментарий!