Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Схема и принцип работы БСК ВАЗ-2108 (2109)

К списку статей "Устройство"

В сети часто встречается схема подключения БСК, но очень трудно найти схему самой БСК. В одних из методических указаний попались и схема, описание работы. Похоже, это только фрагмент схемы, но и он может быть полезен. Итак, текст ниже это цитата из "Электронные системы мобильных машин", авторы Доровских Д.В., Курочкин И.М.

Фрагмент схемы БСК ВАЗ-2109.

Сигнализатор VD2 «пристегните ремни» загорается при подключении концевого выключателя К1 пристёгнутых ремней к корпусу автомобиля. Резистор R1 служит формирователем тока через светодиод VD2, а диоды VD1, VD3 обеспечивают защиту индикатора от помех.

Сигнализатор VD6 износа тормозных накладок работает следующим образом. При первом же торможении при изношенных накладках датчик износа накладок (замыкающего типа) подключает контакт К2 БСК к корпусу автомобиля. Нормально открытый ключ на транзисторе VT1 закрывается на выходе 1 триггера DD1.1 устанавливается высокий уровень напряжения, который через диод VD5 и резистор R5 открывает транзистор VT2. При этом начинает светиться светодиод VD6.
Отключение сигнализатора произойдёт только при выключении замка зажигания. Контроль исправности сигнализатора осуществляется сигналом «Test» через диод VD7. Этот же сигнал через резистор R7 сбрасывает триггер в исходное состояние. Цепь R4, VD4 и С1 служит для ограничения по амплитуде и фильтрации помех сигнала, идущего от датчика износа тормозных накладок.

Сигнализатор VD11 неисправности ламп тормозных и габаритных фонарей работает по сходному принципу. При неисправности хотя бы одной из ламп на контакте КЗ БСК появляется напряжение бортсети автомобиля (с выходного транзистора реле контроля исправности ламп). При помощи цепочки R8, R9, VD9 это напряжение ограничивается до 4,7 В. Одновременно фильтр R8, С2 служит для защиты сигнализатора от ложных срабатываний по наведённым помехам. Триггер DD1.2 устанавливается в логическую «1». Высокий уровень сигнала с выхода 13 DDI.2 через диод VD8 и резистор R10 открывает транзистор VT3. При этом начинает светиться светодиод VD11. Отключение сигнализатора происходит только при выключении замка зажигания. Через диод VD10 осуществляется контроль исправности сигнализатора по сигналу «Test».
Одновременно с включением сигнализатора VD11 база транзистора VT4 через резистор R13, диод VD12 и транзистор VT3 подключается к корпусу автомобиля, что приводит к включению сигнализирующей лампы HL1 «STOP».

Сигнализатор VD15 аварийного давления масла загорается при подключении контакта К4 датчика давления к корпусу автомобиля. Транзистор  VT5  служит  для  проверки  сигнализатора  по  сигналу «Test». При включении сигнализатора VD15 через диод VD14 и резистор R13 на базу транзистора VT4 поступает отпирающее смещение напряжения и одновременно загорается сигнализирующая лампа HL1
«STOP». Диоды VD13, VD16 предохраняют сигнализатор от ложных срабатываний по помехам.

Аналогично работает и сигнализатор уровня тормозной жидкости, который на схеме не показан.

Сигнализатор VD20 уровня омывающей жидкости работает следующим образом. Если уровень омывающей жидкости ниже определённой отметки, то датчик уровня через контакт К5 подключает эмиттер транзистора VT6 к корпусу автомобиля. При включении замка зажигания, когда частота вращения коленчатого вала двигателя меньше 750 мин–1, на специальном контакте БСК «Упр» присутствует сигнал, открывающий транзистор VT6 через резистор R17. При этом светодиод VD20 светится. Через транзистор VT7 сигнализатор проверяется по сигналу «Test». Таким образом, можно контролировать уровень омывающей жидкости при включении замка зажигания после окончания сигнала «Test», т.е. осуществлять так называемый «предвыездной» контроль данного параметра.

Аналогичным образом работают и сигнализаторы уровней масла и охлаждающей жидкости, не показанные на схеме.

Сигнализатор VD21 контроля напряжения бортовой сети имеет схему управления, собранную на компараторах DA1.1, DA1.2 и транзисторах VT8, VT9. Напряжение, пропорциональное напряжению бортовой сети автомобиля UБC, с делителя напряжения на резисторах R16, R27 подаётся на инвертирующий вход компаратора DA1.1 и неинвертирующйй вход компаратора DA1.2. Соотношение номиналов прецизионных резисторов в делителе R19, R23, R29 выбрано таким образом, что компаратор DA1.1 переключается из состояния «0» в состояние «1» при напряжении бортовой сети UБС < 13.2 В, а компаратор DA1.2 переключается из состояния «0» в состояние «1» при UБС > 15 В.
При напряжении UБС < 13.2 В высокий уровень сигнала с выхода DA1.1 через резисторы R18, R25 поступает на базу транзистора VT8, открывая его. Светодиод VD21 при этом непрерывно светится. При условии 13.2 В < UБС < 15 В на выходах обоих компараторов присутствует низкий уровень сигнала, транзистор VT8 закрыт, сигнализатор VD21 не светится.
При превышении напряжения бортовой сети уровня 15 В на выходе компаратора DA1.2 появляется высокий уровень сигнала. На базу транзистора VT9 через резистор R28 со специального контакта БСК постоянно подаётся импульсный сигнал частотой 2 Гц. Таким образом, при UБС > 15 В управляющий сигнал транзистора VT8 модулируется при помощи транзистора VT9 частотой 2 Гц.  При  этом  светодиод VD21 мигает с частотой 2 Гц. Стабилитрон VD19 и конденсатор СЗ обеспечивают защиту схемы от импульсных перенапряжений, возникающих в бортовой сети автомобиля.

Фото БСК ВАЗ-2108

Ниша БСК в комбинации приборов. Видны 6 колодцев для светодиодов. По бокам от ниши - дополнительные контакты.
БСК: вид спереди.
БСК: вид сзади и корпус.
Задняя плата БСК.
Передняя плата БСК.
БСК: бутерброд из двух плат.


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 0.0. 10 Голосов: 0
(7) Добавить комментарий!
0 Нравится 0 Не нравится
qwertyk 30.10.2020 12:35
Сигнализатор VD21 контроля напряжения бортовой сети? Это где? У меня 8 лампочек: тест, стоп, тосол, омывайка, масло, тормозуха, колодки, нити ламп.
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
SysAdmin 01.11.2020 21:31
Это стоит спросить у авторов книги, книга указана в начале статьи. Возможно, речь идет о начальных версиях БСК, которые не пошли в серию. Реальная схема БСК также имеется, составлена мной вручную, возможно, скоро опубликую.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Илья 09.08.2022 01:04
Не планируете опубликовать?
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
SysAdmin 10.08.2022 15:43
Пока не добраться. Если время появится, отредактирую её и опубликую.
Ответить на комментарий
0 Нравится 0 Не нравится
Silver 13.10.2021 13:56
Хорошо! Схему в студию пожалуйста
Ответить на комментарий
2 Нравится 3 Не нравится
Бог 14.01.2016 22:27
Сайт , ЖИВИ ! Не болей
Ответить на комментарий
1 Нравится 0 Не нравится
Сергей 21.04.2013 18:00
Спасибо - все вполне понятно. То что искал. Какие секреты они скрывают(почему нет официальной схемы)?
Ответить на комментарий