Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Подогрев сидений

К списку статей "Тюнинг и доработка"

Подогрев сидений было решено делать ради самого процесса, а не по причине того, что было ощутимо холодно "мягкому месту". Да, в машине зимой первое время весьма холодно, но не "мягкому месту", а ногам, рукам ну и всему остальному как обычно на морозе. Но раз уж подвернулись элементы обогрева, было решено их установить. Устанавливать будем по правилам максимальной надежности и эстетики, чтобы было не хуже, чем на заводе, а в чём-то и лучше.
Работы нужно проводить в домашних или хороших гаражных условиях и никак не в уличных - работа достаточно деликатная, требует терпения и точности. В процессе установки обшивка сидений снималась не полностью, а лишь настолько, чтобы можно было установить элементы. Всё делается наощупь. Да, это затруднительно, но вполне реально, а снимать обшивку совсем не вариант - прибавит лишней работы.

Штатный элемент обогрева сидений 2115-6513010-03.

Немного о самих элементах: ставить будем штатные элементы обогрева сидений 2115-6513010-03 (покупались здесь). Такой обогревательный элемент представляет собой сборку из двух частей ткани, между которыми проложен высокоомный кабель, который, нагреваясь, отдаёт тепло сиденью. Естественно от обогревательного кабеля уже сделаны выводы проводов с разъемами - можно просто подключить в штатную проводку, если в ней предусмотрен подогрев сидений. Больше в этих элементах никаких регуляторов, автоматики или иных хитростей нет (впрочем в проводке ВАЗа также нет никакой автоматики - подогрев просто включается и постоянно несильно греет). Комплект состоит из 4 элементов - 2 на сиденья и 2 на спинки. Каждый элемент имеет сопротивление 9-10 Ом, в нём уложено 1.4-1.5 метра провода, скорее всего нихромового 0.5 мм2. Элементы сиденья и спинки предполагается подключать параллельно, тогда их общее сопротивление становится 5-6 Ом, а потребление составляет 2.3-2.5 А (на одно сиденье).
Мы будем устанавливать элементы в штатные места, но электрическая схема и расположение проводов будут совершенно иными. В статье описывается установка на пассажирское сиденье, установка на сиденье водителя аналогична.

Спинка

Начнем со спинки. Внизу отстёгиваем обшивку - там ряд металлических крючков, которые нужно отогнуть. Открывается доступ внутрь. Находим 3 белых тканевых растяжки: пристёгнуты одна поверх другой, держат обшивку в нужном положении - две идут наверх, они нам не нужны, и ещё одна идёт к поясничному шву, её отстёгиваем и вытаскиваем. Продеваем её в отверстие обогревательного элемента и вставляем элемент вместе с растяжкой на место. Расправляем элемент и пристёгиваем растяжку.

Элемент обогрева в спинке сиденья ВАЗ-2108, стрелкой показан выход кабеля. Вид сбоку-сзади.

Вид на элемент обогрева и его кабель при снятой обшивке сиденья.

Провода элемента прячем в термотрубку, создавая таким образом защищенный кабель. Теперь кабель нужно вывести. Сложность в том, что спинка сиденья ВАЗ-2108 не только наклоняется вперед-назад, но и откидывается вперёд. Это требует больших ходов кабеля - до 10 см. Поэтому нужно предусмотреть вариант его свободного движения. Этого добьёмся, пустив кабель кольцом на внутреннем торце спинки под обшивкой: при движении спинки кольцо кабеля будет уменьшаться или увеличиваться.

Схема петли свободного хода кабеля (положение - спинка отклонена назад), стрелкой показана метка

Схема петли свободного хода кабеля (положение - спинка отклонена вперёд), стрелкой показана метка

Для фиксации и направления кабеля вшиваем под обшивку отрезок ткани (стропа, шнурок и т.п.) с двумя "ушами", через которые будет пропущен кабель: "ухо" поменьше - кабель с элемента на петлю, побольше - с петли на выход далее. Можно ограничиться и одним "ухом".
Прокладываем кабель, отклоняем спинку полностью назад, вытягиваем кабель, оставляя небольшую петлю - это будет максимальная длина кабеля и минимальная петля. Наклоном спинки вперёд проверяем свободный ход кабеля и изменение петли. Теперь можно закрывать обшивку.

Прохождение кабеля через петлю, стрелка слева - вход кабеля с элемента, стрелка справа - выход кабеля к сиденью и далее к питанию

Вшитая в обшивку стропа, формирующая петлю кабеля Прохождение кабеля по опоре спинки LADA Samara

Далее готовим облицовку опоры спинки. Штатно облицовка крепится болтом внизу и пластиковой клипсой вверху, которая успешно ломается да и держит плохо. Вот клипсу и заменим обычным винтом с гайкой (закручивать их удобнее в среднем положении спинки), для чего достаточно просверлить отверстие в облицовке, а в опоре оно уже имеется.

Под облицовкой самое лучшее место, чтобы разместить на кабеле разъем, который будет позволять разделять спинку и сиденье при возможных работах в будущем. Делаем разъемы "мама-папа" (клеммы типов 2108-3724391 и 2108-3724392), немного сместив их друг относительно друга, чтобы не было случайного замыкания.

Разъем между спинкой и сиденьем.

Теперь ведём кабель по выштамповке в опоре спинки сиденья и поворачиваем его горизонтально вперёд. Ставим облицовку, которая надежно фиксирует кабель, но оставляет его свободным для движения в петле.

Со спинкой всё, отложим её пока, перейдём к сиденью.

Сиденье

С сиденьем есть свои сложности. Здесь придётся по большей площади открепить обшивку, а кроме того, сложнее снять тканевую растяжку в середине сиденья.

Вскрываем сиденье спереди, сантиметров на 15 слева (если смотреть на сиденье спереди) и почти до конца справа. Находим центральную переднюю тканевую растяжку, которая держится на металлическом пруте, который в свою очередь в центре соединён стяжкой с другим прутом. Удобнее сначала отстегнуть прут по бокам - там крючки, далее разжать центральную стяжку и освободить прут.

Один из боковых крючов прута тканевой растяжки обшивки сиденья (кабель выведен временно)

Центральная стяжка прута тканевой растяжки

Когда мы получили доступ ко всей площади сиденья, находим в задней части сквозное отверстие в поролоне - через него будем выводить кабель.

Отверстие для вывода кабеля элемента обогрева сиденья LADA Samara

Если планируется ставить термодатчик, самое время позаботиться о месте для него и его проводах, которые удобно разместить в кабеле обогревательного элемента.

Штатно обогревательный элемент сиденья в отличии от спинки имеет 4 провода: 2 на спинку и 2 на питание, соединены они параллельно. Одну из пар обрезаем и изолируем - они нам не нужны. Другую пару удлиняем и прячем в термотрубку. Теперь ставим элемент на место, не забыв продеть сквозь него тканевую растяжку (возможно, придется расширить прорезь) и выводим кабель через отверстие в поролоне сзади.

Расположение обогревательного элемента на сиденье LADA Samara.

Далее кабель направляем между поролоном и каркасом сиденья вперед и выводим через одно из отверстий - здесь оптимальное место (см. фото ниже). Этот кабель пойдет до самого разъема питания, так что стоит учесть его длину.

Обрезанные лишние выводы проводов элемента обогрева сиденья

Остаётся расправить обогревательный элемент и закрепить прут тканевой растяжки: удобнее сначала закрепить края, а затем центр.

И ещё у нас остался недоделанным кабель спинки. Его нужно провести в сиденье и соединить с кабелем сиденья.
Сбоку в обшивке сиденья делаем отверстие. Имеет смысл поставить в него люверс или укрепить другим способом. Вставляем в него кабель и ведём его между обшивкой и поролоном до отверстия в боковом каркасе и далее ведем кабель через него до отверстия, через который мы выводили кабель сиденья.

Вход кабеля подогрева спинки под обшивку

Отверстие для вывода кабеля элемента обогрева спинки LADA Samara

Прохождение кабеля спинки в сиденье: между обшивкой и поролоном образуется свободный ход кабеля

Пропустив таким образом кабель, мы создали вторую зону свободного хода - она нужна для возможности откидывания спинки вперёд, при этом кабель будет свободно двигаться под обшивкой. Чтобы определить длину кабеля, откидываем спинку назад (в обычное положение) и расправляем кабель свободно - это будет его максимальная длина.

Выведенные кабели сиденья и спинки соединяем параллельно помещаем в защитную гофру и ставим на конце разъем для подключения питания. Длина проводов от сиденья до разъема около 35 см, длина гофры около 25 см.

Соединение проводов спинки и сиденья

Общий вид прохождения кабелей и коммутации под сиденьем ВАЗ-2108 (дополнительные провода - подсветка)

Проводка, тестирование, замечания

Как подключить питание, каждый решит сам. Оптимальный вариант - провести питание, которое будет появляться при включении зажигании, естественно через выключатель и отдельный предохранитель. Наверно, излишне говорить, что левое и правое сиденья подключаются параллельно. Общий ток при выбранных элементах обогрева составит около 5 А.

Гофрокабель от сиденья проведём в зону рычага ручного тормоза, где есть крышка в тоннеле. Здесь удобно сделать разъемы, а далее провода уже пойдут к панели приборов, выключателям и аккумулятору.

Разъемы питания подогрева сидений: "минус" (чёрный) подключаем к концевику ручного тормоза

Коммутации проводов в зоне ручного тормоза

Отдельно о проводах. Желательно использовать провод 0.75 мм2 и толще: при меньшем сечении будет падение напряжения и соответственно снижение мощности подогрева.

Предложенный здесь вариант размещения проводки в сиденьях получился надёжным и, возможно, единственным, т.к. на практике выявилось, что другие размещения опасны защемлением проводов при движении сиденья вперёд-назад, манипуляциях с ремнём безопасности и т.п.

Вид под установленным сиденьем: гофра от сиденья к питанию

Использованные элементы обогрева греются медленно, максимальная температура нагрева поверхности сиденья при тестировании в помещении составила 29-37° (нагрев неравномерен по площади), на постоянную температуру элементы выходят минут через 10. С одной стороны это медленно и намекает на возможность модернизации, с другой - достаточно для поддержания комфортного режима без автоматики и безопасно, т.к. перегреться они не смогут.
Часть мощности тратится на нагрев обшивки и поролона сиденья, т.к. сами элементы обогрева в помещении нагреваются до 35-45°, что рукой ощущается как "жарко, почти горячо".

Тестирование при уличной температуре около -2° и пустом сиденье дало следующие результаты. Минут через 10 (пока машина чистилась от снега) температура сиденья почти не изменилась. Ещё через 5 минут сиденье прогрелось до 9-11°, ещё через 15 минут - до 15-20° (салон и другие сиденья при этом - до 4-8°). Через полчаса температура уже была постоянной и составляла 20-30° при температуре предметов (в т.ч. других сидений) салона 14-17°.
Если бы на сиденье сидел человек, нагрев шёл бы интенсивнее, и конечная температура была бы, скорее всего, выше.

Впечатления и опыт использования

Вообще конечно, изначально нагрев представлялся более интенсивным. Возможно, производитель делал расчёт на длительную безотказную работу в серийной машине без автоматических регулировок. Так или иначе, но приятное тепло от сиденья чувствуется, и оно ощутимо усиливается, когда на сиденье садишься - скорость нагрева усиливается. Но и "турбо-режим" с интенсивным нагревом и автоматическим контролем не помешают - есть куда стремиться в будущем.

Материалы и стоимость

Комплект элементов обогрева
350 р.
 
Разъемы
30 р.
 
Провод
50 р.
 
Термотрубка, гофра и др.
50 р.
 


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 0.0. 10 Голосов: 0
(0) Добавить комментарий!