Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Регулируемая пауза стеклоочистителей

К списку статей "Тюнинг и доработка"

Период включения "дворников" в прерывистом режиме работы не всегда бывает удобен, и это касается далеко не только ВАЗ-2108. Любой водитель знает, что в лёгкий дождик "дворники" в таком режиме начинают скрести по сухому стеклу, ещё не успевшему покрыться каплями. Выходов из этой неприятности два: включать стеклоочистители периодически вручную, что конечно неудобно или сделать настраиваемую паузу. Естественно, мы пойдем по второму пути.
В продаже имеются специальные реле, которые заменяют штатные реле стеклоочистителей, и могут программироваться особыми манипуляциями с подрулевым переключателем. Да, они имеют право на жизнь, но они неудобны в настройке - стоит почитать инструкцию, как изменить паузу, и всё станет ясно. Другим аргументом не использовать их является то, что микросхема, используемая в штатном реле стеклоочистителей, уже имеет поддержку изменяемой паузы, просто производитель не удосужился поставить регулятор.

Схемотехника

Обычно реле стеклоочистителей выполнено на микросхеме U642B или российском аналоге - КР1055ГП2. Достаточно изучить документацию на эту микросхему, и станет ясно, как сделать регулятор - это очень просто.

Схема реле стеклоочистителей на микросхеме U642B (аналог - КР1055ГП2).

На схеме можно увидеть, что за паузу отвечает вывод 2 микросхемы. К нему подключены последовательно 2 резистора - R2 и R3. R2 стоит внутри реле, его мы трогать не будем. А R3, переменный, отсутствует, т.е. закорочен - его нам и нужно установить. Но куда его ставить? Всё просто, смотрим схему электрооборудования LADA Samara: правый подрулевой переключатель имеет контакт J, к нему подходит желто-зеленый провод. Вытащим его, а в образовавшийся разрыв включим нашу схему.

Место установки резистора паузы стеклоочистителей на схеме LADA Samara.

Часто при такой модернизации ставят переменный резистор на кожух рулевой колонки. Мне же показалось это неудобным, во-первых, а во-вторых, уже было занято место на кожухе. Вместе кожуха я предпочел расположить регулятор прямо на подрулевом переключателе. А переменный резистор посчитал неудобным тем, что крутить ручку во время управления автомобилем, тонко настраивая паузу, неэффективно: нет возможности точно выставить ранее устраивавшую паузу, а смысла менять её до секунды нет. Разумнее поставить переключатель на несколько фиксированных положений, скажем, на три - стандартное, длительное, среднее - этого будет вполне достаточно, и можно быстро переключаться между ними, не отвлекаясь от управления автомобилем.

Был найден подходящий переключатель, им оказался KBB70-2P3W - это движковый переключатель на 3 положения, довольно больших размеров. Как показала практика, он только-только помещается в подрулевом переключателе, и его размеры хорошо подходят для манипуляций во время движения - меньшие размеры были бы неудобны.
Но как же переключатель заменит переменный резистор?! Действительно, не заменит, кроме него понадобятся 2 постоянных резистора. В зависимости от положения переключателя, наша схема обеспечит малое, среднее и большое сопротивления. Итак, схема:

Схема переключателя паузы стеклоочистителей ВАЗ-2108.

При среднем положении имеем большое сопротивление (ток через один резистор, max пауза), при первом крайнем - малое (ток мимо резисторов, min пауза), при другом крайнем - среднее (ток через 2 резистора параллельно, средняя пауза). Минусом такого включения является "неправильная" последовательность пауз: min-max-mid вместо min-mid-max. Увы, задать другую последовательность без применения электроники невозможно, а одним из условий затеи было неиспользование каких-либо сложных схем. Впрочем, это некритично и к такой последовательности быстро привыкаешь.

Расчёты

Теперь займемся расчетом пауз и сопротивлений. Микросхема U642B по документации допускает паузы 4-20 с. На практике было получено, что в легкий дождь возникает желание включать "дворник" раз в 17-20 секунд, что в принципе соответствует max паузе микросхемы. Были проведены замеры сопротивлений и соответствующих им пауз, зависимость отображена на следующем графике.

График зависимости паузы стеклоочистителей от сопротивления.

Штатная пауза получилась 5.2 с. Две другие были выбраны - около 12 и 20 с. Исходя из этого подобраны резисторы следующим образом: сначала резистор max паузы - 41 кОм, затем дополнительный для него в параллель - 22 кОм (дает в паре с первым 14.5 кОм). При таких номиналах получились паузы 13.2 и 20.1 секунд, что близко к желаемому.

Реализуем "в железе"

И здесь начинается не менее ёмкая часть работы. Сборка переключателя и резисторов будет располагаться в подрулевом переключателе с тыльной стороны, около сгиба - там нужно освободить пространство, удалив рёбра жесткости. Прочность рычага от этого не страдает. Далее в оставшихся ребрах делаем канал для проводов, а у самого основания рычага сверлим 2 отверстия, через которые пропустим провода - это нужно для их фиксации и направления. Если использовать провода сечением 0.35 мм2, достаточный диаметр отверстий 1.5 мм. Можно использовать и более тонкие провода - это несущественно в данном случае. Также в рычаге сверлим отверстия для саморезов, на которые будет крепиться переключатель.

Подготовленный рычаг стеклоочистителя ВАЗ-2108.

Стрелками показаны отверстия для проводов и подготовленное место для переключателя.

Теперь модернизируем переключатель: сгибаем его крепления, и к одному из них припаиваем дополнительный лепесток из подходящего металла. У данного переключателя 6 выводов, 3 лишних вывода откусываем - они не нужны. Вид у переключателя получается не очень привлекательный, но всё зависит от вашей искусности, да и виден он не будет.

Переключатель KBB70-2P3W.

Готовим сборку переключатель+резисторы, как показано на фото. Здесь ничего сложного нет: навесной монтаж, обычные компоненты, не забываем об изоляции, хоть она здесь и не критична.

Сборка переключатель+резисторы.

Устанавливаем сборку в рычаг, прикрутив переключатель саморезами, он при таком креплении сидит плотно и надежно. Можно переключатель покрасить, хотя он и не виден с места водителя. Прокладываем провода, ближе к основанию рычага упаковываем их в термотрубку, стараясь придать ей профиль по форме рычага.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой.

Так готовый рычаг выглядит в профиль - модернизация почти не влияет на внешний вид.

Модернизированный подрулевой переключатель с паузой: вид в профиль.

Остается оконцевать провода "мамами": одной побольше - она будет подключаться к штатному желто-зеленому проводу, другой поменьше - эта будет соединена с коротким переходником. Кстати, о переходнике: это короткий провод, с одной стороны которого "большой папа" - его вставляем в разъем подрулевого переключателя вместо желто-зеленого провода, а с другой стороны - "малый папа". Переходник нужен для того, чтобы можно было снимать подрулевой переключатель при необходимости.

Дополнительные провода паузы.

Ставим переключатель в машину. Конструкция получается надежной, просто и быстро монтируемой. На фото стрелкой показан тот самый провод-переходник.

Подключение переключателя стеклочистителя с паузой.

Впечатления и опыт использования

Удобно! Этой функции реально не хватало! Если раньше я чаще пользовался периодическим ручным включением "дворников", то теперь устанавливаю долгую паузу и забываю о "дворниках".

Материалы и стоимость

Переключатель
30 р.
 
Резисторы, провод, разъёмы
20 р.
 


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 5.0. 10 Голосов: 1
(0) Добавить комментарий!