Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Амперметр без внедрения в проводку

К списку статей "Тюнинг и доработка"

Амперметр - весьма полезный прибор, которым стали пренебрегать автопроизводители. Посмотрим, как установить этот прибор вообще без внесения измения в проводку автомобиля, благодаря современным технологиям.
Амперметр изначально был во многих автомобилях. Этот прибор показывает, исправен ли генератор, хватает ли его тока для всех потребителей. Современные легковые автомобили амперметром не комплектуются, и об исправности генератора можно судить по контрольной лампе. В принципе, её достаточно, но иногда полезно, а иногда просто хочется знать, какой ток дает генератор, сколько потребляет нагрузка. Любой классический амперметр предполагает, что он будет "врезан" в бортовую сеть автомобиля последовательно. А делать это совсем не хочется. Как же быть? На помощь приходит амперметр со специальным датчиком - трансформатором тока. Вот о таком и пойдет речь.

В отличии от обычного амперметра с шунтом, наш амперметр имеет трансформатор тока.

Амперметр с трансформатором тока состоит из собственно прибора и трансформатора, соединенных проводами. Трансформатор это некое кольцо, через которое продевается провод, на котором нужно измерить ток. Заметьте, никакого внедрения в измеряемую сеть, никакого влияния на неё. Вообще говоря, такие приборы не автомобильные, а больше для силовой электрики, но и для автомобиля отлично подходят. Главное, чтобы прибор мог измерять постоянный ток, и, естественно, диапазоны подходили.

Был заказан из Китая амперметр YB28VA с модификации DC, 100 V, 20 A - полностью подходящий для автомобильных задач. Предела 20 А пугаться не стоит. Да, генератор иногда выдает больше, но лишь кратковременно, и это никак не повлияет на прибор. Зато при таком номинале получаем б'ольшую точность.

Датчик - трансформатор тока.

Итак, у нас есть прибор и датчик. Кабель между ними короткий, всего 10 см. А у нас между ними будет около 1.5 м. Поэтому в первую очередь удлиняем любым подходящим кабелем или просто тремя проводами (в кабеле этого амперметра именно 3 провода). Как показал опыт, удлинение (до 3 м точно) никак не сказывается на точности.

Вообще, амперметры размещают на проводе между генератором и аккумулятором - так он будет измерять ток, идущий от аккумулятора (нет заряда) или к нему (генератор дает заряд). Так что датчик будем размещать именно там. В ВАЗ-2108 это удобно сделать прямо рядом с аккумулятором. Диаметр отверстия датчика 8.5 мм, в это отверстие можно, если постараться, продеть штатный силовой провод вместе с коннектором, правда его придется немного согнуть.

Стрелкой показан датчик.

Нужно понимать, что при таком включении амперметр не будет измерять потребление цепи ЭБУ (оно подключено отдельным проводом к аккумулятору). Хотя можно попробовать продеть оба эти провода через датчик.

Разъем датчика нужно спрятать в термотрубку.

Соединение можно дополнительно защитить изолентой.

С какой стороны продевать провод через датчик? Это можно определить экспериментально, но если ошибетесь, ничего страшного не будет, просто ток будет показываться с обратным знаком.
Эксперименты показали, что при обратном включении показывает выше на 0.05 А, чем при прямом. При прямом - чуть ниже, чем мультиметр (до 0.05 А), при обратном - чуть выше, чем мультиметр, т.е. мультиметр дает "середину".

Сам прибор размещаем в любом удобном месте в салоне. Помимо кабеля датчика, к нему нужно будет подключить питание ("+" и "-") и еще один провод, измеряющий напряжение (да, наш прибор еще и напряжение измеряет). Нужно сказать, что измерение напряжения не зависит от наличия датчика-трансформатора. Т.к. бортовое напряжение удовлетворяет диапазону питания прибора (4-30 В), то красный и желтый провода соединяем и подключаем к "+" бортовой сети, а черный провод - к "массе". Запитывать лучше не от "зажигания", а от постоянного "плюса" - так можно будет наблюдать потребление при выключенном зажигании. Можно также добавить выключатель, т.к. вряд ли будет интересно смотреть в дороге на постоянно светящийся индикатор.

Вариант размещения в заглушке бортового компьютера.

Подключение питания.

Как разобраться в индикации тока? Направление тока определяется по точке (десятичному разделителю). Если она светится постоянно - ток прямой, если медленно мигает - обратный, если быстро мигает - состояние "наилучшего нуля", т.е. отсутствие тока.

О наблюдаемых значениях

Двигатель выключен. Все эти значения идут с минусом, т.е. идет потребление от аккумулятора.

0-0.1 (потом плавало 0.2 - 0.3) А
Открыты двери 0.2 - 0.25 А
"Габариты" 2 А
"Аварийка" 1.7 - 6.5 А
Зажигание 3.15 - 3.2 А
Ближний свет 12.7 А
Дальний свет 13.4 А
Отопитель на 1 скорости 6.4 - 7.2 А
Отопитель на 2 скорости 8.9 - 10.4 А
Отопитель на 3 скорости 11.5 - 13 А

При работе двигателя. Следующие значения идут с плюсом - заряд от генератора.

После запуска зашкаливает, т.е. выше 20 А, далее быстро падает до 10 А и менее. От изменения нагрузки практически не зависит. Позже падает до 9-8-7.5 А во время движения в т.ч. долгого (полчаса).

Фото платы устройства и схема включения

Схема включения с сайта продавца.

Впечатления и опыт использования

Конечно, прибор этот необязателен, и без него можно вполне обходиться. Тем не менее, он дает дополнительную информацию о работе генератора.

Материалы и стоимость

Амперметр
678 р.
 
Кабель
30 р.
 


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 10.0. 10 Голосов: 1
(0) Добавить комментарий!