Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Изготовление и установка задних подголовников ВАЗ-2108

К списку статей "Тюнинг и доработка"

В ВАЗ-2108 в стандарте задние подголовники не устанавливаются. Тем не менее, разметка под них имеется в пенолитье спинки заднего сиденья. Сейчас можно найти готовые комплекты задних подголовников, изготавливаемые сторонними фирмами. Эти комплекты весьма неплохи и достаточно просты в установке. Но в этой статье пойдет речь об изготовлении подголовников оригинальной формы и их установке на самодельные крепления.
Идея установки подголовников возникла при перетяжке и модернизации заднего сиденья. Решено было сделать это "заодно", чтобы несколько раз не лазить. В первую очередь встала проблема высоты подголовников: они должны хорошо смотреться, но не должны загораживать обзор. Естественно, вариант со штатными подголовниками а-ля ВАЗ-2115, которые загораживают всё заднее стекло, отпал - сзади у меня ездят очень редко, подголовники делаются в первую очередь для декора, а не для удобства. Было рассчитано, что подголовники в идеале должны быть не выше 10 см, ну максимум 13-14 см. Т.к. сиденье перетягивалось, то рассматривался промежуточный вариант - сделать подголовники в виде бескаркасных подушек, пристёгивающихся липучками, но... вариант не пошёл, и было решено купить старые передние подголовники и над ними поэкспериментировать.

А экспериментировать было над чем. И в первую очередь над формой. Ставить прямоугольные "кирпичи" не хотелось, а найти более-менее интересную и стильную форму оказалось весьма не просто. Не могу сказать, что я в итоге доволен получившейся формой, но судить вам, что есть, то есть.

Изготовление подголовника

В первую очередь нужно определиться с формой будущего подголовника и каким образом нужно модернизировать штатные каркас и пенолитьё. Я оставил низ без изменений, обрезав и изменив только верх. Хотя можно поступить и по-другому: обрезать них пенолитья, верх каркаса и протолкнуть каркас вверх.

Штатные передние подголовники были разобраны, каркас обрезан сверху примерно на 60-70 мм. При этом стараемся сохранить хотя бы 3 точки сварки (всего их 9), хотя это и некритично. Резать можно "болгаркой", а при её отсутствии и ручным инструментом: сталь не такая крепкая. Больше с каркасом делать ничего не понадобится.

После этого наступает момент мучительно-творческого процесса создания новой формы пенолитья. Здесь каждый проявит себя как сможет, скажу только, что резать поролон лучше всего нагретым ножом. При этом нужно выбирать такую температуру, чтобы поролон хорошо резался, но ещё не плавился - при плавлении выделяется очень едкий и вредный дым, да и рез получается некачественный. При резании нужно слегка растягивать части друг от друга. Тщательно "шлифовать" поверхность не имеет смысл - неровности не будут заметны под обшивкой. А вот на углы и торцевые части нужно обратить внимание - они могут некрасиво проступать через обшивку.

Когда каркас и пенолитьё готовы, собираем подголовник со старой обшивкой, распарываем её верх и, обрезая, создаём лекала новой обшивки. Временно можно соединять детали обшивки канцелярским степлером. Нужно подойти к процессу создания лекал тщательно, иначе потом обшивка не сядет и будет морщиться. Ну и лучше, если обшивка будет чуть меньше, чем больше: меньшая утянет поролон, а большая будет топорщиться. При изготовлении лекал нужно быть внимательным с размерами, ставить метки, проверять симметричность, т.к. новые формы непроверенные, не такие как в штатных, не факт, что с первого раза получится хорошо. Особое внимание следует уделить совпадению швов обшивки и линий углов пенолитья - у меня с этим не получилось гладко, хоть и примерял вроде бы по месту.

Дальше остаётся сшить новую обшивку, надеть её на подголовник и собрать его - всё как и в штатных (передних) подголовниках. Если обшивка получилась больше желаемого, можно нарастить пенолитьё слоями поролона (хорошо подойдёт поролон толщиной 10 мм), приклеивая его любым подходящим клеем, например, Titan Wild (лучше, конечно, использовать специализированный спрей, но вовсе не обязательно).

Изготовление креплений

Как упоминалось выше, в стандартном пенолитье есть вырезы для подголовников. Но они расположены так, чтобы соответствовать посадке трёх пассажиров, т.е. сдвинуты по сторонам. Мало того, что это не соответствует нашей задумке - сиденье оптимизируется под двухместную посадку - так в таком положении подголовники не совпадают с рисунком обшивки спинки. Поэтому прорези в пенолитье были сделаны заново, ближе к центру. Их положение опредяется креплениями, поэтому сначала нужно сделать их.

Крепления делаем из жести толщиной 0.7-1.0 мм. Делаем их методом оборачивания вокруг ножки подголовника и выгибания. Обжимаем клещами для плотности. На этом этапе важно сделать точные по диаметру и соосности крепления, чтобы подголовник входил плотно, не болтался, но и не клинил.
Как уже говорилось, крепления сдвигаем к центру. Ближе к центру располагается ребро жесткости, которое и определит, насколько мы можем сдвинуть крепления - на фото это хорошо видно. Используем заклепки для установки креплений, при этом в процессе установки примеряем образцовый подголовник (клепаем прямо при вставленном подголовнике) - так надежнее всего.

Для справки отмечу, что диаметр ножек подголовника 12 мм, расстояние между ними 200 мм. Ну и ложка дёгтя: не получилось сделать фиксаторы положения, чтобы можно было выдвигать подголовник на нужную высоту, увы. На всякий случай, механизм фиксации выглядит так:

Остаётся сделать и оформить отверстия в обшивке. Отверстия можно оформить как штатными втулками (детали 2106-6818142 и 2108-6818144), так и люверсами. Я остановился на люверсах, т.к. на тот момент не было возможности добыть штатные детали. Да и возможно, этот вариант единственно возможный при самодельных креплениях. В любом случае отверстия нужно размечать и делать при натяжке обшивки, чтобы не промахнуться. Пенолитьё в районе отверстий стоит покрыть черной краской-спреем.

И наконец, как задние подголовники выглядят в салоне. Здесь они показаны сразу после установки, поэтому кожзам обшивки ещё не успел принять свою форму, со временем стало получше.

Впечатления и опыт использования

Форма подголовников меня коробит до сих пор - что-то в них не так, но и лучшее придумать не могу. Впрочем, нужно сказать, что такая форма удобна: голова и шея оказываются как в люльке, можно склонить на бок и расслабить. Подголовники оказались выше желаемого, но они не попадают в границу очистки заднего дворника и по сути обзор никак не закрывают. Первые несколько дней они маячат в зеркале заднего вида, а потом привыкаешь. Т.к. я не езжу на заднем сиденье да и сижу редко, то о практическом применении сказать ничего не могу - они задумывались как декор.

Материалы и стоимость

Подголовники б/у, за штуку
100 р.
 
Автомобильная искусственная кожа, за метр
около 300 р.
 
Обычный кожзам, за метр
150 - 200 р.
 
Нитки, за катушку
50 р.
 
Люверсы, жесть и пр.
100 р.
 


Есть вопросы? Оставьте комментарий ниже, попробуем разобраться вместе.

Понравилось? Поделись!

Рейтинг: 0.0. 10 Голосов: 0
(0) Добавить комментарий!