Логотип LADA Samara
Логотип LADA
история модели техданные современники фото и видео тюнинг и доработка устройство эксплуатация, ремонт и обслуживание полезные сайты

Подсветка под зеркалами заднего вида (версия 2)

К списку статей "Тюнинг и доработка"

Новая версия подсветки - на ярких COB-светодиодах.
Уже больше 7 лет назад была сделана подсветка зоны дверей снаружи. Оказалось, что это удобная функция: в темное время суток, когда подходишь к автомобилю, хорошо видно, что под ногами: грязь ли, снежная ли чача или лужа. К сожалению, та версия подсветки оказалась не очень удачной - вышли из строя светодиоды, попросту сржавели вничто их выводы. Вероятно, произошла какая-то химреакция с силиконовым герметиком, в который они были залиты. Поэтому встречаем: новая версия подсветки, на этот раз на основе COB LED - мощных и более современных модулей.

Эффективность подсветки под штатными зеркалами ВАЗ-2108 (LADA Samara).

Фонарь

В качестве источника света на этот раз были выбраны COB (Chip on board) светодиодные модули мощностью по 2 Вт с заявленной яркостью 200-250 лм. Такой модуль представляет собой пластину алюминия, на которой расположены герметично залитые и объединенные в единый блок светодиоды. Естественно встал вопрос, какой корпус придумать для такого модуля. В штатном зеркале (а было необходимо оставить именно штатные зеркала ВАЗ-2108) совсем нет места, поэтому модуль нужно размещать снаружи. Были варианты, как и в прошлый раз, сделать литой корпус из пластика или согнуть из жести. Но в итоге было решено не мудрить и не делать корпус вообще, разместив модуль непосредственно под зеркалом, защитив термотрубкой.

Нижняя плоскость зеркала ВАЗ-2108 расположена под углом так, что плоскость смотрит немного вперед. А нужно, чтобы свет фонаря был направлен, наоборот, назад - к месту открытия двери. Значит, модуль нужно располагать под углом к плоскости зеркала. Для этого специальным образом изогнут один из проводов питания: он проходит по краю модуля с задней стороны, заставляя модуль "смотреть" несколько назад. Провода же, идущие с передней стороны по противоположному краю, уравнивают положение для лучшей фиксации винтами.

Светодиодные модули с припаянными проводами. Черный провод будет формировать положение модуля.

Припаиваем провода к модулям, как показано на фото выше. Черный провод (о котором написано выше) задает позицию модуля, проходя под ним. Кроме того, он проходит кольцом, создавая место для винта крепления модуля. Провода выводим, сгибаем под 90 градусов и закрываем в термотрубку черного цвета. Сам же модуль защищаем прозрачной термотрубкой по всей длине. Важно герметизировать концы этой термотрубки, плотно обжав её со стороны проводов, а с другой стороны - завернуть и склеить сильным нагревом и сжатием. Если этого не сделать, высока вероятность, что модуль будет поврежден влагой, снегом и т.п., как это произошло с фонарями прошлой версии.
Далее делаем отверстия в термотрубке и аккуратно, стараясь не повредить изоляцию проводов, вставляем винты М3*12. Можно для декорации покрасить модуль черной краской, для этого удобно пользоваться маркер-краской.

Модуль подсветки, готовый к установке в зеркало.

Сверлим отверстия в корпусе зеркала для винтов и кабеля. Для отверстий винтов нужно сделать зенкование изнутри, чтобы гайка утопилась в корпус и не сильно выступала внутрь, не мешала движению зеркального элемента.
Устанавливаем модуль в зеркало, прикручиваем на винты. Не помешает смазать резьбу солидолом, а гайки замазать герметиком. Точно не оставляйте эти места незащищенными - сильная ржавчина обеспечена, открутить гайки потом будет затруднительно.

Модуль прикручивается гайками изнутри, гайки должны быть утоплены в пластик корпуса.

Элементы крепления залиты герметиком.

Стабилизатор

Используемые модули предназначены для питания напряжением 9-10 В при токе 200 мА, так что естественно им обязательно нужны стабилизаторы тока для работы в автомобиле. В качестве стабилизатора (по одному на каждый модуль) использован регулятор LM317 в режиме стабилизации тока - классическое и простое решение. Кроме микросхемы понадобится только резистор, в данном случае 6.8 Ом 0.25 Вт: с ним ток получается 180 мА, что немного меньше номинала светодиодного модуля - всегда нужно оставлять запас.

Готовый стабилизатор тока на LM317.

Сначала делаем сборку из микросхемы и резистора, как показано на фото. К слову, радиатор не требуется - нагрузка получается небольшая. Далее устанавливаем стабилизатор в зеркало, припаиваем его непосредственно на месте и защищаем термотрубкой. В этом месте, как показывает практика, не такая агрессивная среда, как там, где находятся фонари, так что полная герметичность не требуется. Прокладываем проводку так, чтобы она не мешала движению зеркального элемента и собираем зеркало.

Смонтированный стабилизатор тока. Далее его следует убрать под блок привода зеркального элемента.

Подключение и питание

Как подключить подсветку к автомобильной проводке, думаю, каждый решит сам. Мой вариант описан в статье о предыдущей версии.
Визуально новые фонари получились почти незаметными, не торчат снизу под зеркалами, как это было с прошлыми. С водительского места левый фонарь не виден совсем, правый - частично. Если смотреть снаружи, с высоты человеческого роста фонари не видны совсем. Только если присесть, они становятся заметны. Выглядят они не очень эстетично, но вряд ли кто будет их рассматривать специально.

Вид зеркала с установленным модулем подсветки.

Так видны модули подсветки, если присесть около автомобиля.

Что касается яркости освещения, она предостаточная: подсветка полностью освещает зону около двери и впереди - большего просто не нужно.

Впечатления и опыт использования

Яркость освещения создаёт приятный комфорт. К этому так быстро привыкаешь, что кажется нормой.

Материалы и стоимость

LED-модули (неточно)
300 р.
 
Стабилизаторы
50 р.
 

Остались вопросы? Напишите, попробую помочь.

Понравилась статья? Поделись с другими!

Рейтинг: 0.0. 10 Голосов: 0
(0) Добавить комментарий!